В соответствии с федеральным законом «Об образовании» одним из принципов государственной политики в области образования является демократический, государственно-общественный характер управления образованием» (ст. 2, п.6.). «Управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления» (ст. 35, п.2.).
Появление этих записей в федеральном законе 1992 года объясняется общим идеологическим вектором демократизации, наметившимся в законодательстве России с начала 90-х гг. Общественному управлению отведена роль содействия демократизации образования и развития самостоятельности образовательных учреждений.
Однако опыт прошедших 12 лет с момента принятия закона «Об образовании» показывает, что данный принцип государственной политики не получил достаточно полного институционального развития, особенно в сфере общего (школьного) образования.
Институты общественного участия в управлении образованием сложились в большей степени в сфере высшего образования (выборность ректора, полномочия ученого совета вуза и др.). Во многом это связано с тем, что в федеральном законе «О высшем и послевузовском образовании» в явном виде сформулированы особенности управления учреждениями высшего образования. В сфере общего образования, наиболее массовой подсистеме образовательной системы, государственно-общественный характер управления реализуется в явно недостаточной мере.