Основой для создания управляющих советов школ в нашей стране мы выбрали управляющую модель Англии. Проанализировав управляющие системы других стран наши эксперты пришли к выводу, что английский вариант нам подходит больше всего.
Первые общественные органы управления в школах Англии появились в начале 80-х годов. В 1986 году создание управляющих советов было закреплено законодательно, а их действия ограничивались назначением кандидатуры на пост директора и консультациями по содержанию образования.
С 1988 года к уже имеющимся функциям совета добавили право распоряжаться бюджетными средствами учебного заведения, а уже через четыре года в 1993 году им дали право получать финансирование от государства напрямую, минуя при этом местные органы управления образованием. Но со временем это право у них изъяли.
В 1998 году школы вернули под контроль местных органов управления образованием для того чтоб предотвратить возникающие между ними конфликты, но все равно количество полномочий управляющих советов значительно увеличилось. А с 2002 года законодательно закрепили право одному управляющему совету брать под контроль несколько школ.
В настоящее время в каждой школе Англии есть управляющий совет. В его состав входят родители учащихся, учителя, директор и представители местных органов управления. Остальных членов совета, главным образом представителей деловой общественности и значимых лиц города привлекают участники уже сформированной на основе выборов группы.
Руководит управляющим советом школы председатель, он не может быть директором или преподавателем данного учебного заведения. Кадровые вопросы школы полностью находятся в ведении совета, его члены подбирают и утверждают всех работников и преподавателей.
Управляющий совет школы распоряжается бюджетом учебного заведения и привлекает дополнительные источники дохода, решает вопросы приобретения техники и книг, определяет количество средств, которые необходимо выделить на ремонт здания. В ведении совета находится учебная программа, внеклассные занятия, распорядок школьной жизни и правила поведения внутри школы.
Ежегодно управляющий совет школы должен публиковать отчет о проделанной работе и состоянии дел. Контроль над ним осуществляет общественность. Практически вся деятельность совета проходит при участии директора школы, его голос считается наиболее влиятельным по отношению к другим. Местные органы управления не вмешиваются в школьную жизнь, но тщательно следят за успеваемостью учеников и основными расходами учебного заведения.
В случае, когда будет замечено, что управление школой неэффективно, показатели успеваемости низкие и вызывают недовольство родителей, обнаружены случаи коррупции, то местные власти имеют право принять меры, что закреплено законом. Они могут написать письменное предупреждение или принять более радикальные меры, например, потребовать избрание нового совета, но сделать они это смогут, только если предоставят доказательства нарушений.
К положительным результатам работы управляющих советов школ в Англии можно отнести:
Отрицательной стороной управляющих советов школ можно считать то, что членом совета приходится много работать абсолютно бесплатно. И к тому же многое все равно зависит от личностных качеств директора школы. Решением этой проблемы является необходимость тщательной подготовки кадров на должность руководителей учебных заведений, которую начали проводить в середине 90-х.
По оценке результатов работы управляющих советов школ постоянно корректируют законодательную базу, вносят необходимые для улучшений изменения. И все-таки можно сделать вывод, что переход на новую систему управления в школах несет больше положительных моментов и вряд ли кто-то захочет вернуться к старому варианту.