Идея создать общественный управляющий совет в школе пришла к нам из-за границы. Там уже давно пришли к выводу, что такой способ управления дает реальные положительные моменты и к тому же помогает решить многие проблемы.
В других странах управляющие советы в школах начали создавать еще в начале 80-х годов, с целью повысить конкурентоспособность образования на мировом рынке и привлечь дополнительные финансовые средства на развитие учебных заведений.
Всем известно, что школы в основном числятся на балансе государства и деньги на их финансирование выделяются из бюджета страны. Но этих средств не хватает и школы должны самостоятельно искать для себя дополнительные источники дохода на закупку оборудования и ремонт. Чаще всего это спонсорские деньги, поэтому именно спонсоров в первую очередь начали привлекать к участию в процессе управления учебным заведением, чтоб они могли сами контролировать все расходы.
Одними из первых общественные управляющие органы в школах появились в странах с сильной гражданской позицией и устойчивой демократической политической системой. В Англии, Ирландии, Америке и Австралии управляющие советы в школах уже давно стали обычным явлением. Там старая административная модель школы за последние годы полностью трансформировалась в школу гражданского общества, где контроль над управлением находится в руках общества.
В Финляндии проведение реформы образования, которая непосредственно затронула систему управления в школах, началась в 1990 году, когда ответственность за некоторые из школ возложили на местные общины. Теперь по результатам официальных исследований Финляндия выдает самые лучшие показатели в мире. Подобные органы общественного управления в школах в настоящее время есть и в Германии, Австрии, Дании, Италии, Португалии, Испании, Франции, Швеции, Бельгии, Норвегии, Греции и Нидерландах.
В различных странах общественные органы управления образованием имеют различный состав, название и перечень полномочий, но, в общем, выполняют одни и те же функции. Где-то их решения носят исключительно консультационный и рекомендательные характер, а в других странах решения совета являются обязательными для исполнения.
В состав общественных органов управления наряду с работниками школы практически везде в обязательном порядке входят родители учащихся, сами учащиеся, а также представители предприятий и городской администрации.
Главной задачей при создании общественного органа управления является необходимость четко определить роль директора в отношениях с советом и создать баланс входящих в совет сил, так чтоб его работа не стала пустой тратой времени. В большинстве случаев директор школы должен быть обязательным участников всех заседаний совета и предоставлять его членам исчерпывающую информацию о состоянии дел. Во многих странах директор школы становится председателем управляющего совета.
Еще одним немаловажным аспектом этой проблемы стало то, что поскольку в совет входят люди, не имеющие специального педагогического образования, они не должны вмешиваться в работу учебного заведения и менять сложившийся в нем порядок. Совет вправе решать только задачи стратегического управления, финансовые проблемы и бытовые вопросы.
Не зависимо от того, что управляющий совет школы у нас в стране создавался по образу и подобию управляющих советов других стран, это не значит, что мы откажемся от наших традиций в преподавании. Новая система управления должна оказать влияние только на организацию процесса обучения в наших школах и улучшить их финансовое положение.
Данную форму общественного управления школой необходимо для начала адаптировать в соответствии с менталитетом нашего общества, и взвесив все положительные и отрицательные стороны международного опыта в этом вопросе создать свою систему, которая подойдет именно нам.