Общественное участие в управлении образованием
Главная Документы Интервью Объявления

Управление образованием в России

образование

В настоящее время наша страна находится на пути коренных изменений политической и экономической организации общества. Мы стремимся к формированию гражданского общества и установлению рыночных отношений во всех сферах хозяйственной деятельности. Исключением не должна стать и система образования.

Со времен Советского Союза, когда считалась что советское образование лучшее в мире, нам досталась устойчивая модель образовательной системы, в которой все контролирует государство. Во времена становления образовательной системы основной целью было отделить образовательные учреждения от церкви и взять их под полный контроль государственной власти.

Но сейчас такое положение вещей оказывает в основном негативное воздействие на состояние образования в России, поскольку ведет к тому, что общество не только перестало принимать непосредственное участие в жизни учебных заведений, но во многих случаях просто отвернулось от них, пытаясь решить накопившиеся проблемы собственными силами.

Все это привело к тому, что российское образование потеряло былой авторитет, а основной процент работодателей пытается самостоятельно обучать своих специалистов. Появляется огромное количество коммерческих образовательных учреждений, курсов повышения квалификации, созданных крупными промышленными предприятиями.

Государственные учебные заведения в то же время испытывают огромные финансовые трудности на фоне того, что год от года снижется процент их финансирования из бюджета страны. Основные расходы переложили на плечи родителей обучающихся, но при этом им не дают никакой возможности повлиять на организацию учебного процесса.

Сейчас необходимо полностью менять методическую базу образовательной системы, поскольку нынешнее образование не поспевает за быстро развивающимся обществом. Многие выпускники получая диплом некогда авторитетных государственных учебных заведений не могут найти работу по специальности. Когда они приходят на предприятие, становится очевидным, что этих молодых специалистов приходится доучивать.

Вывод в сложившейся ситуации можно сделать только один, необходимо срочно менять законодательную базу так, чтоб общество могло контролировать учебный процесс и влиять на положение вещей в современной системе образования. Правом решающего слова в этом вопросе должны обладать не только директора учебных заведений, которые действуют лишь в собственных интересах, но и преподавательский состав, родители учащихся, руководители предприятий, работники городских администраций и сами учащиеся. Только так мы сможем решить основную часть проблем.

Поэтому на государственном уровне были приняты меры по возможности создания управляющих советов школ, которые обладают правом принимать решения обязательные для исполнения, и могут влиять на организацию учебного процесса. К тому же было принято решение о публичной отчетности школ перед общественностью.

Теперь родители, входящие в управляющий совет школы, вправе решать вопросы, связанные с распределением внебюджетных средств учебного заведения, а также вопросов, связанных с режимом жизни школьников, утверждением учебных материалов и учебников, системой оценки знаний учащихся и распределения учебной нагрузки.

Осознание необходимости участия общества в учебном процессе и организации системы образования в нашей стране на политическом уровне позволит воплотить в жизнь необходимые для этого изменения.

© 2009