Национальный проект «Образование» предполагает внедрение новых управленческих механизмов: создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций к управлению образованием.
В российских школах и, в частности, в Сергиевском районе, появилось новшество - управляющие советы. Этот орган обладает гораздо большими полномочиями, чем родительский или попечительский совет, его решения обязательны к исполнению. С января 2008 года в районе создано 19 советов такого типа. До конца года они появятся во всех общеобразовательных школах. Об их роли и функциях мы попросили рассказать консультанта (помощника) Северного управления министерства образования и науки Самарской области Анну Ярошенко.
- Считаете ли вы, что управляющие советы могут реально изменить ситуацию в школе к лучшему, сделать образование качественнее, а условия пребывания детей в школе комфортнее?
- Общественно-государственное управление в образовательной сфере определяется положениями Закона Российской Федерации "Об образовании". Его роль, на мой взгляд, весьма существенна. Школа работает не только на государство. Надо помнить о том, что свой заказ образованию сегодня предъявляют граждане, муниципалитет, общественные организации, работодатели. Сформулировать этот заказ, в той или иной степени удовлетворить его, сделать образование общегражданским приоритетом можно только в условиях государственно-общественного управления всеми элементами системы образования. При этом жизнь каждого образовательного учреждения, органа управления образованием должна быть максимально открытой и прозрачной. Иначе ни о каком доверии и сотрудничестве не может быть и речи. Считаю, что управляющие советы могут реально изменить ситуацию в школе к лучшему.
- Кто же может быть избран в состав управляющего совета? И в чем выражаются его функции?
- Управляющий совет - коллегиальный орган, в составе которого может быть от 7 до 25 выборных членов. В него могут войти учителя, ученики, родители, выпускники, общественные деятели, предприниматели. Возглавить управляющий совет имеют право только родители или представители общественности. Функция управляющего совета - участие в решении стратегических задач развития школы. Например, согласование сметы бюджетного финансирования, расходование внебюджетных средств, определение перечня предметов "школьного компонента" базисного учебного плана, профилей обучения в старшей школе. Кроме того, управляющие советы вправе решать, каким должен быть режим работы школы, её внутренний распорядок. Права и обязанности членов управляющего совета должны быть прописаны в уставе школы.
- На что опирались при создании новых управленческих механизмов?
- Мы готовились к созданию в школах управляющих советов около двух лет. Возникающие вопросы обсуждались на уровне министерства образования Самарской области, на уровне управления образования и, конечно же, на уровне образовательного учреждения.
Однако и в школах было на что опереться: опыт попечительских советов, родительских комитетов. В районе изучался опыт общественно-активных школ.
Наверное, из-за того, что нововведение возникло не на пустом месте, развивается оно очень динамично. Например, в прошлом году только отрабатывалась схема и нормативная основа: как создать управляющий совет. А в текущем году первые управляющие советы в школах созданы, уже началась их работа.
- Вы можете привести пример, чтобы управляющий совет уже принимал участие в решении какого-то вопроса школы.
- С 1 сентября 2008 года в школах введена стимулирующая часть фонда оплаты труда педагогов. Орган общественного участия в управлении образованием утверждал критерии, по которым осуществляется стимулирование деятельности педагогов. Положительные эффекты передачи подобных полномочий заключаются в том, что запросы субъектов внешней среды переводятся в заказ администрации на определенное качество образовательных услуг, оказываемых педагогами.
Конечно, в разных школах будут разные управляющие советы. Где-то родители более инициативны, где-то менее. Но расшевелить следует всех. Ведь в итоге советы будут стимулировать директоров и педагогов совершенствовать учебный и воспитательный процесс, обновлять материально-техническую базу, определять пути развития школы, находить ресурсы для этого развития.
- Существует ли при этом риск, что управляющий совет превратится в "общественное" прикрытие политики директора?
- Если родители будут соглашаться, чтобы ими манипулировали, то я не знаю, как им помочь. Демократию нельзя подарить. Управляющие советы должны создать новые условия и новые возможности. Люди этим должны воспользоваться.
Я убеждена, что за этим начинанием будущее. Нам привычно централизованное управление школой: сверху - управление образования, в школе - директор. Ориентируясь на инновационный путь развития, работая в рамках НП "Образования" мы должны работать по-новому.
Например, в Англии, Америке или Австралии школьный управляющий совет - повседневное явление. Реальными управленческими полномочиями обладает общественность. Те же механизмы действуют и в бизнесе. В любой компании есть коллегиальный орган управления - наблюдательный совет, совет директоров, собрание акционеров, - который занимается стратегическим управлением. А директор как старший менеджер решает оперативные вопросы.
Думаю, в итоге и наши школы поймут, что управляющие советы необходимы в первую очередь им самим.
РИА «Самара»