В ходе рабочего визита в Красноярск Андрей Фурсенко посетил школу № 143, где в течение двух часов общался с членами управляющего совета этого учебного заведения. В завершении встречи министр пообещал, что эксперимент по развитию общественного управления будет продолжен, и тут же поручил заместителю директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России Игорю Реморенко обеспечить выполнение этого обещания. Об истории и перспективах развития общественного участия в управлении школами на примере Красноярского края и в масштабах России Игорь Реморенко (до 2003 года - сотрудник Главного управления образования Красноярского края) рассказал корреспонденту «Вестника образования».
— Игорь Михайлович, когда в школах Красноярского края появились первые управляющие советы?
— Это произошло до революции. Помимо образовательных инспекторов, каким был отец Володи Ульянова, контроль за работой школ осуществляли попечительские советы, имевшие весьма широкие полномочия. Общественное участие было гораздо шире, чем сейчас, - попечители имели возможность назначать директоров школ, приглашать на работу учителей, принимать решения по расходованию средств. Кстати, здание нынешнего Дома учителя в Красноярске было построено попечителями в 1915 году - там собирались попечители разных волостей Енисейской губернии, чтобы обсуждать вопросы управления школами. Послереволюционный этап развития попечительства начался лишь в 90-е годы прошлого века. В Красноярском крае он был связан с движением общественно активных школ и земским движением (идею возрождения земств через школы поддержал Александр Солженицын). В 1998 году вышел Указ Президента Бориса Ельцина, утверждающий Примерное положение о попечительских советах. Поскольку положение было рамочным и ни к чему не обязывало, движение попечителей в масштабах страны так и не развернулось. Но благодаря этому Указу в некоторых регионах попечительские советы все же возникли. В Красноярском крае практически во всех городах были созданы союзы попечителей, помогающих образованию. Речь идет о попечительских структурах, определяющих образовательную политику на муниципальном уровне. Они решают, к примеру, какой летний отдых обеспечивать детям из районных школ - спортивный или интеллектуальный.
— А как развивалось общественное управление непосредственно в школах?
— Управляющие советы создавались в отдельных школах и в 90-е годы. Но гораздо активнее они стали развиваться в последние несколько месяцев, поскольку Красноярский край присоединился к федеральному эксперименту по развитию общественного управления. Задача эксперимента - отработать модели школьных управляющих советов в нескольких муниципалитетах семи регионов. Полномочия советов в рамках эксперимента будут уточняться. Как максимум, это решение кадровых вопросов вплоть до назначения директора, как минимум - обсуждение разных проблем школьной жизни: составление расписания, перечень дополнительных занятий и др. Кстати, я сам был членом такого совета в красноярской школе № 52 (сейчас это лицей № 3), и мы, в частности, решали вопросы расходования внебюджетных средств. И здесь члены совета нередко принимали решения вопреки мнению директора школы. Например, директор считал, что деньги нужно потратить на ремонт крыши, а совет решал, что эти расходы должен оплатить муниципалитет и что на внебюджетные средства нужно купить еще один компьютерный класс.
— В чем разница между попечительским и управляющим советом?
— Жесткого деления в Красноярском крае не возникло. Сначала по инициативе снизу появлялись попечительские советы, а затем на федеральном уровне была выдвинута идея отработать модель управляющих советов. Так сложилось, что сегодня попечительские советы действуют на уровне муниципалитетов, а управляющие - на уровне учебных заведений. Например, председатель управляющего совета школы № 143 Александр Седельников одновременно возглавляет попечительский совет Советского района. Школьные советы только начали работать, закрепляя свои полномочия в уставах учебных заведений. А попечительские советы имеют большой опыт - в том же Советском районе через специальный фонд не первый год привлекаются внебюджетные средства и финансируются программы дополнительного образования.
— В проекте по созданию управляющих советов участвовал Британский совет. Почему обратились именно к англичанам и чем они помогли?
— В Великобритании управляющие, или попечительские, советы (слово попечитель и управляющий переводится на английский одним словом governer) существуют давно. Эти советы назначают директоров государственных школ, определяют им зарплату, вообще имеют очень широкие полномочия. Члены английских управляющих советов приезжали в Россию, чтобы поделиться опытом со своими российскими коллегами. Получился очень продуктивный диалог. Хотя, конечно, многое из опыта работы английских управляющих советов для нас удивительно. Например, руководитель ассоциации британских общественных управляющих рассказал, что любые законопроекты, касающиеся образования, должны получить ее одобрение. Это очень мощная организация, в которую входят 200 тыс. человек и которая гораздо влиятельнее, чем, к примеру, объединение ректоров университетов. Кстати, используя английский опыт, мы хотим издать рекомендации для российских общественных управляющих. В Великобритании есть специальные книги, которыми члены советов могут руководствоваться в повседневной работе. В одной из таких книг опубликован тест, цель которого - выяснить, хороший ли вы общественный управляющий. Там есть, к примеру, вопросы: известно ли вам, каких книг не хватает в школьной библиотеке или как родители используют школьные ресурсы (например, спортзал).
— На встрече в школе № 143 министр интересовался, какие изменения произошли после появления управляющего совета, и можно ли было обойтись без него. Но, по-моему, ни о каких кардинальных изменениях ему так и не рассказали.
— Действительно, управляющий совет пока не принимает на работу учителей и не назначает директора. Но он уже обсуждает бюджетную заявку школы, что немаловажно. На этой встрече вице-губернатор Красноярского края Владимир Шишмарев говорил о субвенциях, которые каждая школа получает в рамках подушевого финансирования. После того, как субвенция поступила на счет школы единой строкой, необходимо определить, сколько денег пойдет на реализацию федерального компонента, на хозяйственные нужды, на обновление материально-технической базы и т.д. Решения по расходованию средств принимает совет. Очень важно, что в этой ситуации механизм распределения бюджетных денег становится прозрачным для родителей. Благодаря этому они понимают, сколько средств необходимо привлечь дополнительно, и готовы это делать. В выигрыше и директор, которого теперь нельзя обвинить в том, что он распределяет деньги на свое усмотрение.
— Какие выводы можно сделать по итогам нескольких месяцев работы первых управляющих советов в Красноярском крае?
— Главный вывод состоит в том, что общественность способна участвовать в рациональном распределении бюджетных денег и формулировать заказ на дополнительные услуги. Управляющий совет пока не может влиять на заработную плату учителей, поскольку она определяется на основе ЕТС. Но когда система оплаты труда перейдет в ведение регионов и муниципалитетов, ситуация изменится.
— Способен ли управляющий совет влиять на содержание образования?
— Конечно. Именно благодаря совету родители начинают вникать в содержание образования, хотя пока эта тенденция не столь очевидна. Но, например, в некоторых красноярских школах родители стали возражать против того, чтобы уроки физкультуры проводились для всех детей в одном зале, и предложили освободить от физкультуры ребят, занимающихся в спортивных секциях. Этот вопрос обсуждался на заседании школьных советов и в ряде случаев был решен положительно.
— Чем обусловлена поддержка попечительских и управляющих советов со стороны Главного управления образования Красноярского края?
— Одна из причин состоит в том, что краевое управление не первый год активно взаимодействует с общественностью - в обсуждение проблем образования вовлекаются все заинтересованные лица из разных сфер. Эта традиция сложилась еще в 80-е годы, когда на психолого-педагогическом факультете Красноярского государственного университета проводились организационно-деятельностные игры, и краевое управление принимало в них активное участие. Так что образовательные власти края были органически заинтересованы в создании попечительских и управляющих советов. Есть и другая причина. Чтобы учесть общественный интерес в создании программ развития образования, необходимы общественные институции, организации, выражающие некую позицию. Привлечь множество разных людей с разными интересами практически невозможно, а взаимодействие с организациями оказывается очень эффективным.
— Как Министерство образования и науки Российской Федерации оценивает ход эксперимента по общественному управлению в школах?
— Мы оцениваем эксперимент как весьма перспективный, считаем, что такие модели необходимо отрабатывать и через некоторое время закрепить их законодательно. Не исключено, что процедура создания и перечень полномочий управляющих советов через два-три года будут отражены в федеральных законах. Хотя, конечно, все зависит от результатов эксперимента.
— Каковы перспективы управляющих и попечительских советов в Красноярском крае?
— Увеличится число районов и школ, где эти советы работают. Будет развиваться практика аттестации школ с участием общественности. Ведь по закону «Об образовании» аттестация носит государственно-общественный характер, однако механизмы привлечения общественности до сих пор не отработаны. Было бы, к примеру, странно позвать на пару часов в комиссию кого-нибудь из родителей, чтобы они помолчали и потом подписали заключение. А вот отработать процедуру, когда мнение о качестве работы школы высказывает совет, вполне целесообразно.
«Вестник образования»